Перевод на китайско-тибетский язык

Описания нелитературных языков, используемых шафером и Бенедиктом, часто готовились миссионерами и колониальными администраторами с различными языковыми навыками. Большинство малых китайско-тибетских языков говорят в труднодоступных горных районах, многие из которых являются политически или военными и, таким образом, закрыты для следователей. До 1980-х годов наиболее изученными районами были Непал и Северный Таиланд. В 1980-х и 1990-х годах были опубликованы новые исследования из Гималаев и Юго-Западного Китая. Особый интерес вызвало открытие новой ветви семьи-Цянгских языков западного Сычуаня и прилегающих территорий.

Распределение

Большая часть нынешнего распространения китайско-тибетских языков является результатом исторических экспансий трех групп, большинство носителей которых – китайский, бирманский и Тибетский-заменили неизвестное число более ранних языков. Эти группы также имеют самые длинные литературные традиции семьи. Остальные языки распространены в горных районах, вдоль южных склонов Гималаев, Юго-Восточного Азиатского массива и восточной окраины Тибетского плато.

Современный язык

Первое киевское бюро переводов предоставляет услугу: перевод на китайско-тибетский язык с русского, украинского и английского, а также с других языков.

Доля первого языка более крупных ветвей Сино-тибетские:

  • Китайский (94.28%)
  • Лоло-Бирманские (3.39%)
  • Tibetic (0.44%)
  • Карен (0.30%)
  • другие (1.59%)

На сегодняшний день самой большой группой являются 1,3 миллиарда носителей разновидностей китайского языка, большинство из которых живут в восточной половине Китая. Первые упоминания о китайцах-надписи на костях оракула из си. 1200 г. до н. э., когда в среднем течении Желтой реки говорили на древнекитайском языке.С тех пор китайский язык распространился по всему Китаю, сформировав семью, чье разнообразие сравнивают с романскими языками . Разнообразие больше в пересеченной местности юго-восточного Китая, чем на Северо-Китайской равнине.

Бирманский язык является национальным языком Мьянмы и родным языком примерно 33 миллионов человек. Бирманские ораторы впервые вошли в Северный бассейн Ирравади из того, что сейчас является западной Юньнань в начале 9-го века, когда города-государства Пю были ослаблены вторжением Наньчжао.[43] другие бирманские языки до сих пор говорят в префектуре Дехун на Дальнем Западе Юньнани. К XI веку их языческое Царство распространилось на весь бассейн. Самые старые тексты, такие как надпись Myazedi, датируются началом 12-го века .

chinese world write on black bamboo

На тибетских языках говорят около 6 миллионов человек на Тибетском нагорье и в соседних районах Гималаев и западной части провинции Сычуань. Они происходят от старого Тибетского, на котором первоначально говорили в долине Ярлунг, прежде чем он был распространен в результате расширения тибетской империи в 7 веке. Хотя империя распалась в 9 веке, Классический Тибетский оставался влиятельным литургическим языком тибетского буддизма.

На остальных языках говорят в горных районах. Самые южные-это Каренские языки, на которых говорят 4 миллиона человек в горной стране вдоль границы Мьянма-Таиланд, с наибольшим разнообразием в Карен-Хиллз, которые, как полагают, являются родиной группы.[48] высокогорья, простирающиеся от северо-востока Индии до севера Мьянмы, содержат более 100 высокоразвитых Сино-Тибетских языков . Другие китайско-тибетские языки встречаются вдоль южных склонов Гималаев, Юго-Западного Китая и Северного Таиланда.

Родина

Был выдвинут ряд предложений в отношении китайско-тибетской прародины, отражающих неопределенность в отношении классификации семьи и ее временной глубины. Джеймс Матисофф (1991) помещает его в восточную часть Тибетского плато около 4000 г. до н. э., с различными группами, мигрирующими вниз по рекам желтый, Янцзы, Меконг, Салуин и Брахмапутра .[51] Джордж Ван Дрием (2005) предполагает, что китайско-Тибетское происхождение возникло в бассейне Сычуани до 7000 г. до н. э., С ранней миграцией в Северо-Восточную Индию, а позднее переселение севернее предшественников китайцев и тибетцев. Роджер Блэнч и Марк Пост (2014) предположили, что китайско-тибетской родиной является северо-восточная Индия, область наибольшего разнообразия, около 7000 г. до н. э.Роджер Бленч (Roger Blench, 2009) утверждает, что сельское хозяйство не может быть восстановлено для Прото-Сино-тибетцев, и что ранние носители Сино-тибетского языка были не фермерами, а весьма разнообразными собирателями.

Классификация

Несколько низкоуровневых ветвей семьи, особенно Лоло-Бирманская, были надежно восстановлены, но в отсутствие надежной реконструкции китайско-Тибетского протоязыка структура семьи более высокого уровня остается неясной.[55][56] таким образом, консервативная классификация Сино-Тибетских и тибето-бирманских бы постулировать несколько десятков мелких координат семей и изолятов; попытки разбивка либо географических комфорта или гипотезы для дальнейших исследований.
Li (1937)

В обзоре китайского Ежегодника 1937 года Ли Фан-Куэй описал семью как состоящую из четырех ветвей:

Индо-Китайский (Китайско-Тибетский)

  • Китайский
  • Тай (позднее расширен до Кам-Тай)
  • Мяо-Яо (Хмонг-Миен)
  • Тибето-Бирманских

Тай и мяо-яо были включены, потому что они разделяли изолирующую типологию, тональные системы и некоторую лексику с китайским языком. В то время тон считался настолько фундаментальным для языка, что тональная типология могла использоваться в качестве основы для классификации. В западном научном сообществе эти языки больше не включены в Сино-Тибетский, с сходством, приписываемым диффузии через материковую часть Юго-Восточной Азии, особенно после Бенедикта (1942).[58] исключения вьетнамцев Куном и Тай и мяо–яо Бенедиктом были подтверждены в 1954 году, когда Андре-Жорж Хаудрикур продемонстрировал, что тоны вьетнамцев были рефлексами конечных согласных от прото-Мон–кхмеров.

Многие китайские лингвисты продолжают следовать классификации ли. Однако этот механизм остается проблематичным. Например, существуют разногласия по вопросу о том, следует ли включать всю семью Кра-дай или только семью Кам-Тай (Чжуан–Донг исключает языки Кра), поскольку китайские родственники, которые составляют основу предполагаемых отношений, встречаются не во всех ветвях семьи и не были восстановлены для семьи в целом. Кроме того, сам Кам–Тай больше не является допустимым узлом в Kra–Dai.
Бенедикт (1942)

Бенедикт открыто исключил вьетнамцев (поместив их в МОН–кхмерский), а также Хмонг–Мьен и Кра–дай (поместив их в Австро-Тай). В остальном он сохранил очертания индо-китайской классификации Конради, хотя и поставил Карен в промежуточное положение:

Сино-Тибетский

  • Китайский
  • Тибето-Карен
  • Карен
  • Тибето-Бирманских

Шафер (1955)

Шафер критиковал разделение семьи на Тибетско-бирманскую и Китайско-Дайскую ветви, которые он приписывал различным группам языков, изучаемых Коновым и другими учеными в Британской Индии, с одной стороны, и Анри Масперо и другими французскими лингвистами, с другой.[62] он предложил подробную классификацию с шестью подразделениями верхнего уровня:

Сино-Тибетский

  • Sinitic
  • Daic
  • Bodic
  • Burmic
  • Baric
  • Karenic

Шафер скептически относился к включению Daic, но после встречи с Maspero в Париже решил сохранить его до окончательного решения вопроса.

Matisoff (1978, 2015)

Джеймс Matisoff брошенных тибето-Карен Бенедикт гипотезы:

Сино-Тибетский

  • Китайский
  • Тибето-Бирманских

Некоторые недавно Западные ученые, такие как Брэдли (1997) и Ла Полла (2003), сохранили два основных отделения Matisoff, хотя и отличающиеся в деталях тибето-бирманских. Однако, Жак (2006) отмечает, что «сравнительное работы никогда не смог выдвинуть доказательств для общего решения тибето-бирманских языков (китайско-тибетских языков, исключая китайские)» и что «это уже не кажется обоснованным для лечения Китайский в качестве первого разветвления сино-тибетской семьи,» ведь морфологический разрыв между китайской и тибето-бирманских ликвидирован недавними реконструкциями старинных китайских.

Внутренняя структура китайско-тибетской предварительно пересмотрены в следующих Stammbaum по Matisoff (2015: ХХХІІ, 1123-1127) в финальной версии печати Сино-Тибетских Этимологический словарь и тезаурус (STEDT). Матисофф (2015: xxxi) признает, что положение китайцев как сестринской ветви тибето-Бермана или ветви внутри тибето-Бермана остается открытым вопросом.